Дорогие друзья, на последней встрече у нас была застольная тема: Кто правит миром: Бог или?... На этот вопрос отвечает о. А. Мень в Домашней беседе "О Евангелии" Я здесь помещаю фрагмент этой беседы. Полностью она есть в его книге "Любить Бога и любить человека" Книга есть в нашей библиотеке прихода. Кто заинтересуетмся, обращайтесь ко мне.
Назвал Он Свое учение Радостной Вестью, по-гречески Евангелион. Слово это было расхожим словом тогдашнего времени… Радостное известие о каких-то событиях в государстве или о победе, которую приносил вестник, прибегая с поля боя, по-гречески называлось евангелион, «радостная весть». Первая черта вести, которую возвещает Христос, — это некая радость.
Когда смотришь на древние фрески в средневековых христианских храмах, начинаешь чувствовать, как легко забывается эта радость в нашей жизни. Потому что жизнь наша достаточно мрачна, и гораздо легче в христианстве найти пессимистические нотки, чем увидеть, что оно было учением о радости. Причина во зле — оно на первом месте, и бросается в глаза, оно есть главная реальность. Но Христос вовсе не сказал, что мир прекрасен, что мир благополучен. Нет, Он сказал, что миром правит сатана. Он назвал сатану князем, а «князь» означает «властитель». Властитель этого мира. И все-таки Он сказал: «Я возвещаю вам радостную весть о Царстве Божием». Давайте остановимся на этом понятии.
Очень давно человек задумывался над тем, откуда в мире грех, зло, несовершенство, страдание. Согласно некоторым доктринам таково изначальное состояние мира. Но библейское откровение говорило о другом, о том, что зло есть болезнь, отклонение от воли Творца, когда изначально благая мысль и благая воля Творца подвергались искажению.
Вы можете спросить: как это могло произойти, если Творец всемогущ? Но, как отвечают нам первые отцы Церкви (и, собственно говоря, еще и древние библейские писатели), Бог обрекает человека на свободу. Создавая его по Своему образу и подобию, Он ему дает великий и страшный дар — свободу. И человек оказывается в мире, где Бог как бы умаляет Свой свет, как бы оставляет пространство для действия свободных сил, идущих против Него. И тогда мы можем сказать, что Бог уже не царствует…
Есть старинная сказка-притча о короле, который, желая увидеть положение дел в государстве, оделся в нищего и стал бродить по этой стране, чтобы выяснить, что в ней происходит. Хотя в этот момент он не царствовал, он дал возможность своим подданным свободно в глаза высказывать ему свои мнения, потому что никто не догадывался, что это король. И действие Бога в мире подобно этому Бог не царствует явно, точнее царствует, но неявно. Его проникновение в мир как бы мгновенно, и Он снова исчезает.
И Откровение Ветхого Завета заключалось в том, что мир движется поступательно, идет вперед к этому свершению — к воцарению Бога, к Царству Божию.
«Господь воцарится» — это одна из древних песен Библии, которая повторяется в нашей церкви каждую вечернюю службу в воскресенье: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — Господь воцарится, облекаясь в великолепие.
Во все времена во всех странах для людей научного мышления — философов, ученых — эта мысль была чужда. Всем казалось, что мир в принципе измениться не может, что он вращается по кругу и все снова повторится. Об этом мы находим свидетельства и у греческих философов, и, конечно, у индийских, и у современных авторов XIX–XX веков. У них постоянно присутствует мысль о вечном круговороте. Мысль эта довольно естественна, потому что человек видит в природе закон неизменяемости мира. Он видит зиму, весну, лето, осень, восхождение Солнца, Луны, звезд, и все-все неизменно; не бывает, чтобы однажды Луна не взошла, вообще куда-то делась, а потом появилась. С древнейших времен человек наблюдал этот ритм, этот круговорот природы и полагал, что таков строй мирозданья.
В. Д. Поленов. Христос и грешница. Фрагмент
И нужно было Откровение Божие, то есть действие Духа, Который бы открыл людям то, что они путем разума познать не могут, что мир есть не вращение по кругу, а мир есть становление. Мир есть путь. История мира есть движение к чему-то высшему. И, как я вам уже говорил, все секулярные, светские надежды на лучшее будущее являются сегодня отражением, сколком или трансформацией этого библейского Откровения.
Оказывается, подсознательно даже атеисты верят в то, что когда-нибудь добро восторжествует, когда-то будет хорошо, «не мы, так наши дети», — говорят они. «Наука до этого дойдет», а если когда-нибудь погаснет Солнце, так мы сделаем новое Солнце. Все эти мысли коренятся в христианском благовестии, впитанном с молоком матери, о том, что Бог когда-то воцарится, то есть воцарится благой замысел. Сейчас Он скован, Он как бы ограничил поле Своего воздействия.
Итак, «Царство Божие» — это тот мир, который Бог задумал, а тот мир, который мы сегодня видим, находится еще в становлении, в муках рождения.
Но тогда почему Христос говорит: приблизилось Царство Божие, покайтесь, вот оно. Многие люди считали, что Царство Божие, как некий мировой катаклизм, переворот, ворвется и изменит все насильственным образом. Людям свойственны такие желания, им хочется, чтобы все было насильственно, быстро, по щучьему велению, но так не происходит. Так и не должно быть.
Что же имел в виду Христос? Он имел в виду, что Царство Божие — это реальность не только футурологическая, не только будущего мира, где мы все встретимся, но это реальность сегодняшнего дня, и вместе с Ним в Его лице Царство Божие как близость Бога к миру начинает постепенно реализовываться, как Он Сам говорил, «неприметным образом». Поэтому Он сравнивает Царство Божие с маленьким зерном, которое вырастает. Он сравнивает его с закваской, положенной в тесто, — оно постепенно делает свое дело. Он сравнивает его с деревом, которое появляется не в одно мгновение, — нужно время, чтобы ему вырасти из семени. Царство Божие одновременно и в будущем, и здесь
Дорогой Александр Иванович! Благодарю Вас и других членов нашего прихода за то, что вы передаете нам ту искорку огромной любви, которую нес всей своей жизнью прекрасный Божий подвижник и священномученник Александр Мень. Я очень рада познакомиться поближе с еще одним Божием Угодником. Еще я узнала из книги Владимира Илюшенко "Религиозный гений", посвященной дням памяти Алекасандру Меню, что по его молитвам люди получали чудесным образом помощь, даже когда отца Александра не было в живых на земле. Пользуясь случаем, я бы тоже хотела бы попросить нашего дорогой отца Александра Меня, стоящего сейчас перед Престолом Божиим послать всем членам нашего прихода святителя Николая Чудотворца Мир Ликийского укрепления Духом Святым, возрастания в вере и любви деятельной к Богу и ближним, приближения Царствия Небесного, которое внутри нас, принесения достойных плодов покаяния в очищение душ наших, чтобы мы молги противостоять злу, которое сейчас в мире разлито, личномого опыта общения с Богом во славу Божию и нашу жизнь вечную с Богом нашим Иисусом Христом. Хочу еще попросить о житейском - переехать нашему приходу в ближайшем будущем в помещение долговременного пользования в городе Дюссельдофе во славу Божию. Аминь. Отче Александр, моли Бога о нас!